Полезные статьи
Трудовая книжка: заполняем без ошибок. Интервью с Анохиным А.В., заместителем начальника управления – начальником отдела правового регулирования в сфере труда правового управления Федеральной службы по труду и занятости.
Источник: Журнал "В курсе дела"Интервью с Анохиным А.В., заместителем начальника управления – начальником отдела правового регулирования в сфере труда правового управления Федеральной службы по труду и занятости.
Трудовая книжка – основной документ о трудовой деятельности сотрудника организации. Поэтому при ее заполнении важно не допустить ошибки. О том, как правильно заполнять трудовые книжки с учетом последних изменений в трудовом законодательстве, расскажет заместитель начальника управления – начальник отдела правового регулирования в сфере труда правового управления Федеральной службы по труду и занятости Анохин Алексей Васильевич.
— Необходимо ли осуществление и оформление перевода работников при реорганизации работодателя – юридического лица в форме слияния с другим юридическим лицом?
— В соответствии с ч. 5 ст. 75 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ) изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не могут являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
При переводе работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю изменяется сторона трудового договора (работодатель), поэтому такой перевод рассматривается ТК РФ как основание для прекращения действующего трудового договора и последующего заключения нового с другим работодателем 1).
Вместе с тем работник состоит в трудовых отношениях с работодателем, который является стороной трудового договора 2). Сам факт реорганизации не связан, как правило, с объемом прав и обязанностей работника. Действие трудового договора при реорганизации не прекращается, и письменного согласия работника на продолжение трудовых отношений в этом случае не требуется. В трудовые книжки работников вносится запись о том, что организация реорганизована, а также указывается основание переименования – соответствующее решение работодателя. Представляется, что запись в данном случае может быть аналогична записи о переименовании организации, например: «Организация такая-то с такого-то числа реорганизована в такую-то» 3). Затем делается запись о должности работника в новой организации в соответствии со штатным расписанием. При этом, как уже говорилось выше, трудовой договор не расторгается, а работники не увольняются.
— Правомерно ли изменение обязательного условия трудового договора об оплате труда в сторону снижения заработной платы?
— Статья 57 ТК РФ гласит, что условие оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) является обязательным для включения в трудовой договор. Статья 74 ТК РФ предусматривает возможность изменения по инициативе работодателя определенных сторонами условий трудового договора в случае, когда они не могут быть сохранены в связи с изменением организационных или технологических условий труда (модернизация техники и технологии, структурная реорганизация производства, другие причины). При этом трудовая функция работника должна остаться прежней.
Из приведенной нормы не следует, что изменение условий оплаты труда, определенных сторонами при заключении трудового договора, должно происходить исключительно в сторону увеличения оплаты труда. Поскольку изменение условий трудового договора является следствием изменения организационных или технологических условий труда, вполне возможно, что такие изменения могут привести к снижению заработной платы работника.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что, допуская возможность снижения зарплаты работников, Трудовой кодекс РФ устанавливает ограничение: изменение определенных сторонами условий трудового договора (в частности, условий оплаты труда) не должно ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями 4).
Последние, в свою очередь, как и трудовой договор, не могут содержать условий, снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права 5).
— Как следует заполнять строку о профессии в трудовой книжке работника? Что понимать под профессией: вид трудовой деятельности, право на которую возникло после окончания работником учебного заведения и получения диплома, или должность, на которую принимается работник? Как отразить в трудовой книжке сведения о получении работником дополнительного образования или профессии?
— Пункт 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69, определяет, что профессия и/или специальность на первой странице (титульном листе) трудовой книжки указываются на основании документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки) или других надлежаще оформленных документов.
Под профессией принято понимать вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний, умений, полученных посредством образования. Специальность – это вид профессиональной деятельности, усовершенствованной путем специальной подготовки (например, врач-терапевт), или определенная область знаний.
Так, в дипломе о высшем профессиональном образовании лица, принимаемого на работу, указана специальность «юрист». Соответствующая информация записывается на первой странице трудовой книжки в строке «Профессия, специальность».
Обратите внимание, что, если трудовая книжка заполняется впервые, указание реквизитов диплома на внутренней стороне ее обложки не требуется.
Исходя из п. 2.3, 2.4 Инструкции по заполнению трудовых книжек указание реквизитов документа об образовании, профессии и/или специальности необходимо, когда работник получает новое образование, профессию, специальность, и уже имеющаяся запись о профессии или специальности изменяется (дополняется) соответствующей записью.
Например, в трудовой книжке работника в строке «Образование» указано «высшее профессиональное»; в строке «Профессия, специальность» – «юрист». Работник получил второе высшее образование по специальности «экономист». В этом случае строка «Образование» остается без изменений, а строка «Профессия, специальность» через запятую дополняется словом «экономист». На внутренней стороне обложки трудовой книжки фиксируются реквизиты документа, на основании которого внесена вышеуказанная запись.
— Как правильно внести запись о службе в Вооруженных Силах РФ: до занесения записи о работе отдельной строкой или в общем блоке записей? Нужно ли открыть блок записей в виде заголовка, указать полное и сокращенное (при наличии) наименование организации, а потом вписать сведения о службе в Вооруженных Силах?
— Согласно п. 21 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, в трудовую книжку по месту работы, в частности, вносится с указанием документов запись о времени военной службы в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
В п. 2.17 ранее действовавшей Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162, было уточнение о том, что такие записи вносятся в трудовую книжку до занесения сведений о работе в данной организации.
И в указанной Инструкции (п. 2.13), и в действующей Инструкции по заполнению трудовых книжек (п. 3.1) одинаковый подход к вопросу внесения записей в графу 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки: сначала наименование организации, затем запись о приеме на работу.
Таким образом, из п. 2.13 и 2.17 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек 1974 г. следовало, что запись о времени службы в Вооруженных Силах РФ вносится до указания наименования организации.
В настоящее время с учетом сложившейся многолетней практики запись о военной службе допустимо вносить аналогичным способом, несмотря на отсутствие в вышеуказанных Правилах положения, содержавшегося в п. 2.17 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек 1974 г.
Вместе с тем, если соответствующая запись не была по каким-либо причинам своевременно внесена, редакция п. 21 Правил позволяет дополнить графу 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки в процессе трудовой деятельности в конкретной организации.
— Как быть, если работник не представил информации о сдаче прежним работодателем «Сведений о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (СЗВ-К)»? Нужно ли повторно сдавать эти сведения?
— Перечень документов, которые поступающее на работу лицо предъявляет работодателю, установлен в ст. 65 ТК РФ. Представление сведений о сдаче СЗВ-К прежним работодателем не предусмотрено указанной статьей. В трудовой книжке проставление печати (штампа) о данных сведениях также не предусмотрено.
Страхователи с 1 августа 2003 г. до 1 июля 2004 г. в сроки, согласованные с территориальными органами, и в порядке, определяемом Пенсионным фондом РФ, представляли сведения о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у них застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, за исключением застрахованных лиц – получателей трудовых пенсий по старости и инвалидности 6).
В порядке реализации данной нормы Постановлением Правления ПФ РФ от 01.10.2003 № 139п был утвержден Порядок представления страхователями указанных сведений.
Согласно Порядку обязанность по представлению СЗВ-К законодатель возложил на страхователя, у которого в момент представления сведений работало застрахованное лицо, либо на неработающее застрахованное лицо.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что организация не обязана проводить конвертацию трудового стажа вновь принятых работников, так как это не предусмотрено действующим законодательством.
За более подробными разъяснениями можно обратиться в Пенсионный фонд РФ.
— Сотрудница вышла замуж и поменяла фамилию. В отдел кадров она принесла свидетельство о браке и новый паспорт. В трудовой книжке зачеркивается старая фамилия и сверху пишется новая. Что нужно указать в качестве основания для внесения новой фамилии на внутренней стороне обложки трудовой книжки: только свидетельство о браке или еще и реквизиты нового паспорта сотрудницы?
— Пунктом 2.3 Инструкции по заполнению трудовых книжек установлено, что изменение записей в трудовых книжках о фамилии, об имени, отчестве и о дате рождения производится на основании паспорта, свидетельств о рождении, о браке, о расторжении брака, об изменении фамилии, имени, отчества и других документов и со ссылкой на их номер и дату.
Как видно, перечень документов, на основании которых могут быть внесены изменения в трудовую книжку, обширен и не является исчерпывающим. В ситуации, изложенной в вопросе, не имеет смысла указывать реквизиты всех документов, подтверждающих факт смены фамилии работника.
Достаточно указать свидетельство о браке, выданное органами ЗАГСа. Оно содержит сведения о прежней и новой фамилиях, позволяющие в полной мере судить о факте смены фамилии 7). То есть при указании в трудовой книжке свидетельства о браке в качестве основания смены фамилии нет необходимости вносить также реквизиты паспорта.
— Какие записи необходимо внести в трудовую книжку коммерческого директора при избрании его на должность генерального директора общим собранием участников общества?
— Из содержания вопроса ясно, что сотрудник, работавший в должности коммерческого директора, избирается генеральным директором с освобождением от прежней должности, то есть, по сути, имеет место перевод на другую постоянную работу в той же организации.
В этом случае перевод работника оформляется так же, как и прием на работу. Порядок внесения записей в трудовую книжку о приеме на работу установлен п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, где предусмотрено, что при заполнении графы 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки используются формулировки «о принятии» или «о назначении».
При избрании на должность генерального директора запись в трудовой книжке может выглядеть следующим образом: «Назначен генеральным директором АО (ООО)…»
В графу 4 заносятся дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому работник принят на работу 8).
В качестве основания назначения на должность генерального директора могут быть указаны, например, решение общего собрания участников общества об избрании генерального директора либо, как это часто бывает на практике, приказ, изданный генеральным директором, в котором сообщается о том, что решением общего собрания участников общества от такого-то числа он был избран генеральным директором и приступает к исполнению своих обязанностей.
— Как следует прикреплять вкладыш к трудовой книжке?
— Четкий ответ на данный вопрос содержится в п. 38 Правил ведения и хранения трудовых книжек. Согласно названному пункту, в случае если в трудовой книжке заполнены все страницы одного из разделов, в нее вшивается вкладыш, который оформляется и ведется работодателем в том же порядке, что и трудовая книжка. Аналогичное требование к прикреплению вкладыша содержалось и в ранее действовавших нормативных правовых актах, посвященных вопросам ведения трудовых книжек.
Связано это, видимо, с тем, что по сравнению с другими возможными вариантами закрепления вкладыша (например, приклеивание) вшивание – наиболее верный и надежный способ обеспечения надлежащего внешнего вида трудовой книжки. К примеру, при приклеивании вкладыша есть вероятность того, что он отслоится из-за высыхания клея.
Таким образом, прикрепление вкладыша осуществляется только посредством его вшивания в трудовую книжку.
— Спасибо, Алексей Васильевич, за разъяснения!
1) п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ
2) ст. 20 ТК РФ
3) п. 3.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69
4) ч. 8 ст. 74 ТК РФ
5) ст. 9 ТК РФ
6) п. 44 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного)
учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования,
утв. Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 № 318
7) ст. 30 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»
8) п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек